Чужих бед не бывает

В ушедшем году он отметил 30-летний юбилей. Казалось бы, какой это возраст? Но на счету Алексея, как и его коллег по аварийно-спасательной службе МЧС Владимирской области, уже немало спасённых жизней, а ещё больше – просто ситуаций, когда спасатели выручили людей, оказавшихся в безвыходном положении. Ведь как раз то, в чём мы не видим выхода, и есть их профессия.

- На днях весь православный мир отметил Рождество. Для всех это праздник, а для вас – работа. Не бывает обидно?

- Кто-то ведь должен следить за безопасностью людей, которые решились зимой окунуться в прорубь. Наоборот, испытываешь только положительные эмоции, когда доводится дежурить у купели: приятно, что столько людей приходит сюда на Рождество. Не припомню случая, чтобы когда-либо здесь создавалась угрожающая для ныряльщиков ситуация. Может быть, потому, что дежурим не только мы, но и полиция. Так что в пьяном виде к купелям, которые оборудуются в области в нескольких местах, народ опасается приходить.

Делать всё, что хочется?

- Но находятся и желающие окунуться в прорубь там, где никто не запрещает пить.

- Приходится только посочувствовать их родным, потому что таких людей, как правило, находим уже утонувшими. Хочу подчеркнуть: в зонах действия спасательных станций, которые действуют в области, никогда не было ни одного ЧП с трагическим исходом. Зато вне их случается всякое. Ведь те, кто направляется, например, на зимнюю рыбалку, зачастую стремятся на те водные объекты, где можно делать всё, что хочется. А случилась беда – просят помощи. Но каждый должен отдавать себе отчёт в том, что, пока спасатели доедут, надежды вытащить живым того, кто оказался в воде, уже практически нет. Был, например, случай в Муромском районе, что на закрытом водоёме нашли тело рыбака, вмерзшее в лёд – видно, пошёл один…

Поэтому хочется обратиться ко всем жителям региона: берегите себя и своих близких; старайтесь всегда знать, где они находятся и не угрожает ли им опасность.

- Доводилось ли вам общаться с любителями зимней рыбалки?

- Нередко. Разъясняем им правила поведения, предупреждаем о возможных последствиях выхода на тонкий лёд. Ведь погода пока что не баловала длительными морозами, чтобы образовался надёжный слой льда. Кто-то понимает, а кому даже штрафы – не урок.

- Легко ли в таких случаях найти утонувших?

- Как правило, это делается уже в тёплое время года. Но мы – не дайверы, которые изучают подводный мир в море, где вода достаточно прозрачная. У нас в области нет водоёмов с прозрачной водой. Поэтому даже при наличии специального фонаря видимость очень ограничена. Ищем практически наощупь: коснёшься рукой или ногой…

Всегда – в готовности

- Помнится ли вам первый случай, когда вы столкнулись с гибелью человека?

- Это было в самом начале моей работы. Наша аварийно-спасательная служба действует не только на воде. Тогда мы выехали на место ДТП; пришлось доставать погибшего из разбитого автомобиля. Впечатления, конечно, жуткие.

- Каким образом снимаете стресс? Столичные инкассаторы, например, после смены «расслаблялись» в кафе.

- У нас это невозможно: в любой момент могут вызвать, даже если не твоя смена. Ведь бывают ЧС, когда одной бригады спасателей мало, и поднимают всех, кого только можно. Такое было, например, при обрушении 4-этажного дома в Струнино, когда было двое погибших. Две наши бригады срочно вызвали для разбора завалов, ведь была надежда, что люди ещё живы. Когда мы нашли их, оказалось, что надеялись напрасно…

В таких случаях едем обычно молча: тишина – единственное лекарство от стресса. Особенно тяжело, когда погибают дети. Ведь почти у каждого из нас есть свои.

- Есть ли возможность поговорить с психологом?

- Конечно, но ведь практически каждый спасатель и сам прошёл специальную подготовку. Так что справляемся. Ведь это – работа, которую должен кто-то делать.

- Какими ещё навыками должен обладать спасатель?

- Мы проходим курс подготовки по целому ряду необходимых навыков: пожарного, водолаза, связиста, альпиниста, психолога, медика и других. Хочу отметить, что первые навыки оказания помощи в экстремальной ситуации я получил в молодёжном клубе «Спасатель», где, наверное, и сделал свой выбор. Позже, конечно, прошёл уже профессиональную подготовку. Ведь мы должны быть готовы к действиям в любой природной или техногенной чрезвычайной ситуации.

От «приколов» до экономии

- И с какими же ситуациями доводилось сталкиваться?

- Нередко ребёнок или пожилой человек закрылся дома и не может открыть, а родные не могут попасть в квартиру. В таких случаях как раз и нужны навыки альпиниста: не ломать же двери! Или, например, из новогодних «приколов»: в компании друзей один из них хвастался наручниками, другим захотелось рассмотреть, а одному и примерить. Наручники защёлкнулись, а ключа не оказалось. Стальные наручники обычными кусачками не возьмёшь, вот и пришлось нам ехать «освобождать» человека.

Бывает, экономя деньги, люди сами берутся за решение задач, которые лучше бы доверить специалистам. Например, колодцы копать. Как-то в Суздальском районе парень потерял сознание в вырытом колодце: видно, скопились газы. Мы срочно выехали на место, вытащили его, но спасти уже не удалось. Поэтому ещё раз хочу напомнить: будьте осторожны! Нет таких денег, которые важнее жизни.

- Судя по медали, вам довелось участвовать и в ликвидации последствий наводнения на Амуре?

- Да, я был там старшим группы спасателей. Мы прибыли в посёлок Вознесенское Амурского района Хабаровского края, когда вода стояла уже на уровне 8 метров. Помогали людям, как могли. Тех, кто соглашался уехать в специально оборудованные для временного проживания места, доставляли туда. В основном это были больные, беременные женщины, пожилые люди; кто-то ехал вместе с детьми. Можно понять и тех, кто оставался в залитых водой посёлках – ведь люди живут рекой, а как раз был самый сезон. Да и имущество бросать не хотели. Один местный житель с небольшим стадом своих коров пережидал наводнение на пригорке, оберегая животных: мы возили ему туда еду и воду. Доставляли продовольствие и в посёлки, где оставались люди. Не раз бывало, что они обращались к нам с просьбой найти родных: кто-то уехал на лодке, например, корову искать, пора бы уже вернуться, а на звонки не отзывается. Разыскивали и людей, и коров, которые для многих – кормилицы.

- А каково приходилось самим? Ведь обстановка там была, наверное, непростой.

- Работали мокрые: высокие волны и наши лодки не обходили. Благо, ещё было достаточно тепло. Причём там действовали не только наши спасатели: коллеги из других регионов выполняли те же задачи на других участках. Уже на обратном пути, в Комсомольске, видели залитые водой улицы, перевёрнутую спецтехнику.

- Часто ли бывают ситуации, когда вам приходится действовать за пределами Владимирской области?

- Нет, но мы готовы к таким выездам. Было, например, что в Ивановской области на водохранилище унесло льдину с большим количеством рыбаков. Мы уже находились в аэропорту посёлка Сокол, готовые к вылету, когда поступил сигнал отбоя.

- Не возникало ли желания найти более спокойную работу? Ведь вы – механик по диплому о среднем образовании, инженер-машиностроитель - по институтскому.

- Хочется помогать людям…

Досье:

Алексей Лисовский родился в 1983 г. во Владимире. Закончил химико-механический техникум, затем – ВЛГУ. В аварийно-спасательной службе Главного управления МЧС по Владимирской области работает 8 лет. Награждён медалью «За отличие в ликвидации последствий ЧС», а также – рядом ведомственных грамот и дипломов.

Женат, имеет 2-летнего сына.

Справка: В 2012 г. в состав аварийно-спасательной службы, созданной на базе поисково-спасательного отряда МЧС, влилась спасательная станция, в ведении которой – охрана на водных объектах.

Беседовала Людмила ПОТРЕБИНА "Московский комсомолец во Владимире"

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4922) 53-35-76
Приёмная начальника ГУ МЧС России по Владимирской области
8 (4922) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
gu@33.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)