Организация оповещения населения Владимирской области. Выполнение мероприятий по оповещению населения
Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование и оповещения населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.
Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера. С другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения.
Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования:
-мобильные и стационарные телефоны;
- портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет;
- теле и радиоприемники;
- централизованные системы оповещения
Где бы человек ни находился:
дома - по каналам телевидения, эфирного радио, интернета, стационарного телефона, сотового телефона, через домофон в многоквартирном доме.
В местах с массовым пребыванием людей - через ТАСЦО, по каналам сотового телефона, Интернет, ОКСИОН;
на улице - по каналам сотового телефона, Интернета, через громкоговорящую связь машин экстренных служб и через централизованные системы оповещения, пункты уличного оповещения населения - ПУОН.
В общественном транспорте - по каналам сотового телефона, Интернет, систему громкоговорящей связи на транспорте, пунктов информирования и оповещения на транспорте - ПИОТ.
Основные нормативные документы по организации выполнения данных мероприятий:
- Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. N28-Ф3;
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ;
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
- постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
- совместный приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 60567 от 26.10.2020).
- совместный приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 № 579/366 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 60566 от 26.10.2020). - Методические рекомендации по реконструкции территориальных систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации, МЧС, 2001 г.;
- Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, МЧС, 2002.
- Распоряжение администрации Владимирской области от 24.04.2020 № 331-р «О задействовании системы оповещения и информирования населения Владимирской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»- постановление Губернатора Владимирской области от 25 августа 2010 г. N 948 «О порядке сбора и обмена на территории Владимирской области информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- постановление Губернатора Владимирской области от 14 ноября 2010 г. N 1113 «Об обеспечении населения и сил гражданской обороны материально-техническими, продовольственными, медицинскими и иными средствами в целях гражданской обороны на территории Владимирской области»
- постановление Губернатора Владимирской области от 3 мая 2006 г. № 326 «О проведении реконструкции территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Владимирской области»;
- постановление Губернатора области от 20.01.2016 №17 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение безопасности населения и территорий во Владимирской области»
Для решения указанных задач и обеспечения доведения информации до человека независимо от его местонахождения в области развернута ТАСЦО.
В целях подачи для населения сигнала «Внимание всем» применяется региональная автоматизированная система централизованного оповещения Владимирской области, местные и локальные системы оповещения путем включения сирен и систем громкоговорящей связи. Всего на территории области действует 362 сирен.
Состав РАСЦО населения области:
Территории, слабо охваченные стационарными средствами информирования населения, оповещаются мобильными средствами громкоговорящей связи:
- автомобили полиции;
- автомобили, оборудованные системами громкоговорящей связи;
- рынды, колокола и т.д.
Исходя из анализа для обеспечения эффективного и гарантированного доведения информации до населения необходимо комплексное использование всех видов и способов информирования населения.
Структура организации информирования населения представлена на слайде.
Организация информирования населения о прогнозируемых и произошедших ЧС возложено на Главное управление МЧС России по Владимирской области и осуществляется через дежурную смену ЦУКС.
Для решения данной задачи в составе оперативной дежурной смены ЦУКС Главного управления создано автоматизированное рабочее место:
- АРМ № 3 – специалист по оповещению и информированию населения.
Региональная система оповещения населения Владимирской области на настоящий момент построена на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166, КТСО-РМ.
Технические средства региональной системы оповещения обеспечивают циркулярное оповещение руководящего состава органов управления по служебным и квартирным телефонам с использованием стоек циркулярного вызова, дистанционное включение электросирен и переключение узлов проводного радиовещания, УКВ ЧМ радиовещания и каналов звукового сопровождения телевизионных программ.
Управление системой оповещения осуществляется в автоматизированном режиме с повседневного пункта управления или запасного пункта управления. Оперативное управление региональной системой оповещения осуществляет ОДС ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Владимирской области» (далее – ЦУКС), а местных систем оповещения оперативный дежурный ЕДДС муниципального образования.
Оповещение должностных лиц органов управления территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны области осуществляется оперативным дежурным с использованием автоматизированных систем оповещения исполненных на базе ПЭВМ АСО16-3М, «Градиент-128 ОП» и «Рупор».
Эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения РАСЦО осуществляется на основании договоров.
Итоги работы по реконструкции РАСЦО.
В настоящее время реконструкция РАСЦО завершена на 100%.
В течение 2020 года проведены мероприятия по поддержанию в готовности к применению РАСЦО:
между операторами связи и Главным управлением МЧС России по Владимирской области установлено взаимодействие в рамках заключенных соглашений о проведении информирования и оповещения населения области путем рассылки SMS-сообщения;
органы местного самоуправления заключили соглашения на использование автомобилей с ГГС, организовано оповещение населения через старост населённых пунктов;
проведено уточнение порядка задействования систем оповещения населения и систем информирования населения, а также подготовка речевых сообщений для оповещения населения, в том числе запись на магнитные (электронные) носители;
проведено уточнение согласованных планов (соглашений) задействования для оповещения населения громкоговорящих средств, установленных на подвижных объектах, включая технические средства взаимодействующих организаций (операторов) связи, органов внутренних дел и т.д.;
проведение занятий, тренировок и учений с оперативными дежурными службами (дежурно-диспетчерскими службами), осуществляющими оповещение населения (в муниципальных образованиях);
проведение проверок состояния готовности систем оповещения, в том числе комплексных (с задействованием оконечных средств оповещения);
создание и планирование применения резерва технических средств оповещения, в том числе установленных на подвижных объектах;
обеспечение устойчивого функционирования (восстановление) систем оповещения (особенно оконечных средств оповещения (электросирен, громкоговорителей) и средств КСЭОН).
В 2020 году на поддержание в состоянии готовности к применению из бюджета Владимирской области и ОМСУ на эксплуатационно-техническое обслуживание и содержание РАСЦО выделено более 3,7 млн. рублей.
В соответствии с распоряжением администрации области от 13.02.2017 №83-р «О резерве материальных ресурсов для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера» (далее - Распоряжение) для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения и в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера создан резерв технических средств оповещения.
Распоряжением утверждена номенклатура и определен объем необходимых резервов средств оповещения в области, а также указаны места и условия их хранения.
Ежемесячно проводятся проверки систем оповещения населения, результаты доводятся до муниципальных образований для организации работы по устранению недостатков.
По итогам проведённой 02.10.2020 комплексной проверки РАСЦО, МСО, КСЭОН и ОКСИОН – система оповещения населения области готова к выполнению задач по предназначению.